Здравствуйте, дорогие читатели блога rukitsckaya.ru! Как быть в трудной ситуации? Был сделан заказ на строительные материалы с условием о 100%-ной предоплате наличными. Причём выдавать чек или квитанцию продавец наотрез отказался, сказал, что его привезут вместе с товаром через несколько дней. На руках у нас остался только бланк заказа. Имел ли право продавец отказать в выдаче чека? Как нам поступить, если мы так и не увидим ни товара, ни денег?

Покупка без кассового чека

Продавец неправ. Ведь в соответствии с законом при осуществлении расчёта с покупателем продавец обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчётности (квитанцию). Это положение одинаково относится к расчётам наличными или с использованием банковских карт. Подтверждение оплаты может быть выслано также в электронной форме на адрес электронной почты, но только в том случае, если покупатель желает такой адрес предоставить.

Кроме того, нет разницы в том, имел ли место аванс или вы оплачиваете уже полученный товар. ФНС России в письме от 11.11.2016 года разъясняет, что в случае внесения покупателем аванса за покупку необходимо использовать ККТ и выдавать кассовый чек с указанием способа расчёта <<аванс/предоплата>>, а после окончательного расчёта — кассовый чек с формой расчёта <<зачёт аванса>>.

Цена ошибки

 

За неприменение контрольно-кассовой техники, отказ в выдаче по требованию клиента кассового чека или другого документа, подтверждающего факт оплаты, предусмотрена административная ответственность. Минимальный штраф для должностных лиц составляет не менее 10 тыс. руб., а для юридических лиц — 30 тыс.руб. Привлечь нерадивого продавца к ответственности могут должностные лица Роспотребнадзора или налоговой службы, куда следует обратиться для восстановления справедливости.

В рассмотренном случае, когда продавец просто <<забыл>> об обязательности использования ККТ, перспективы для потребителя вполне радужные: скорее всего, чек действительно выдадут при передаче товара. Однако может иметь место иная ситуация…

Всё пропало?

 

Итак, продавец требует предоплату наличными или, что не редкость, предлагает перевести необходимую сумму на его личную карту. Покупатель соглашается, производит оплату, и всё: ни товара, ни денег он не увидит. При попытке узнать о судьбе заказа выясняется, что менеджер уволился, серьёзно заболел или просто сбежал, никаких сведений о заказах нет и, конечно, денег работодателю не передал…

В такой ситуации можно рекомендовать следующее:

1.    Направить в адрес организации-продавца претензию с описанием ситуации и требованием передать товар или возвратить деньги.

2.    К претензии стоит приложить все документы, которые подтвердят факт заказа товара и его оплаты. Организация, которая дорожит репутацией, скорее всего, постарается решить ситуацию мирно и требования исполнит. В противном случае можно перейти ко второму этапу.

3.    Написать заявление в полицию, к которому также приложить все документы, касающиеся заказа, ответ продавца (если он был получен), иные подтверждения.

4.    В данном случае, наличие бланка заказа с подписью менеджера и печатью организации, а также квитанция об онлайн-оплате на счёт физического лица будут очень кстати.

5.    Обращением в Управление Роспотребнадзора и в налоговые органы пренебрегать тоже не стоит, ведь комплексная проверка организации поможет не только восстановить нарушенные права потребителя, но и не допустить подобных историй в дальнейшем.

6.    Исход ситуации в таком непростом случае во многом зависит от настойчивости и уверенности покупателя. А чтобы обезопасить себя на будущее, следует соблюдать некоторые несложные правила.

7.    Следить, чтобы каждый этап покупки (заказ, оплата, получение) был подтверждён документально: договорами, бланками заказа, чеками или другими документами, либо накладными.

8.    Производить оплату только на расчётный счёт организации (ИП) или в кассу, с обязательным её подтверждением.

9.    Не поощрять незаконную деятельность: знать свои права, требовать их соблюдения и не умалчивать о фактах их нарушения.-